Вы здесь

История и значение русской ковки

Данные археологов говорят о том, что металлоизделия впервые появились благодаря искусным древним мастерам. Они начали применять не природный, а созданный собственными руками материал. Появление художественной ковки подтвердило тот факт, что металлические конструкции прочно использовались людьми в древние времена.
 
В  дальнейшем ковка перешла в разряд ремесел, относящихся к высокому искусству. Во II в. до н.э. эры кузнечные предметы менялись на вещи, изготовленные из благородного золота, а в античный период они были особенно ценными, что подтверждается мифами об искусном мастере – боге огня Гефесте, который создавал необычайной красоты дворцы и железные, бронзовые, серебряные и золотые вещи.

На Руси о ковке узнали в шестом веке нашей эры. Кузнецы научились и освоили различные приемы:

  • свободную ковку;
  • сварку;
  • пайку;
  • термообработку. 

В таких работах очень важно чтобы кузнец хорошо чувствовал материал. Это связано с тем, что необходимо правильно различать существующие сорта металла с учетом цвета, характера искры, уровня нагрева и другим критериям. 

Продукция древних кузнецов 

Издавна ремесленники создавали из этого удивительного материала всевозможные украшения, среди которых были изумительные кольца, браслеты, кулоны, ожерелья. Но этим полет фантазии ограничен не был. Сундуки и изящные ларцы  украшали необычные застежки, а для воинов создавались надежные доспехи. Используя кузнечную сварку, производили холодное оружие. Высокой  прочностью славилась многослойная сталь для сварки, изготовленная в Дамаске. В дальнейшем,  за ней так и закрепилось название Дамасская сталь.  

В период расцвета русского государства кузнецы принимали активное участие в возведении соборов Киева, Пскова и Новгорода. Они делали не только крепления, используемые при стяжке стен, арок, сводов, но и создавали великолепные кованые решетки, двери, украшенные цветами и рельефными ручками, парадный въезд, изготавливали резные кресты на купола церквей и соборов.  Несколько позже стали появляться красивые ограды различного размера, ограждавших дворцы и парки знатных особ. Все конструкции отличались великолепным вкусом и превосходно выглядели с любого расстояния, благодаря логичному соединению деталей, их плавной ритмичности. 

Русская ковка отличалась хорошей прочностью и самобытными чертами характера, изысканностью и утонченностью. Многие именитые зодчие, такие как Бове, Казаков, Баженов, Жилярди высоко ценили ковку и использовали ее при создании своих шедевров. В старинных российских городах и сейчас можно увидеть прекрасные невесомые металлические кружева, украшающие  ограды церквей, парки, балконы старых домов. 

Разнообразие стилей в художественной ковке

Популярный новый стиль под названием русское барокко (от итальянского barocco – «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») появился в восемнадцатом веке. Оригинально, необычно смотрятся ограды, выполненные в этом стиле. Причудливые орнаменты с применение мотивов растительного мира противопоставляются громоздким каменным столбам. В это время создается хорошо известный среди мастеров узор «червонки», для которого характерны расположенные симметричные изгибы стеблей, по форме напоминающих сердце, что являлось отличительной чертой декоративного искусства в России до конца XIX столетия.

Удивительными и гармоничными коваными элементами, украшающими мосты, дворцы, ограждения, соборы гордится северная российская столица. Самое лучшее украшение набережной Невы это легкая, ажурная изгородь Летнего сада. Ее по достоинству оценили знатоки высокого искусства и признали ее лучшей во всем мире. Она органично вписывается в окружающий пейзаж. Создателями этого легкого, ажурного, кружева являются талантливые архитекторы Егоров и Фельтен. Металлические звенья для этого шедевра были созданы на заводе купца Денисова, расположенного в Туле.

В начале прошлого столетия в крупнейших городах стали появляться ограждения, выполненные в модном в те времена архитектурном стиле – модерн.  Для него не присущи прямые линии и углы. Он базируется на плавных, изогнутых линиях, похожих на стебли растений, а также на использовании новых технологий.  Модерн стремительно охватил всю Европу. Ковка модерн выражалась в лаконичности и извилистости форм и линий, придавая конструкции неповторимый внешний вид. Часто основной узор плавно перетекал на стены сооружения, а затем в другом материале (гипсе или камне) на фасад  и заканчивался на кровле здания.  Позже ковку начали заменять металлоконструкциями и сварные изделия. Это было связано с тем, что быстрыми темпами стало развиваться штамповочно-прокатное производство.

В настоящее время снова возрождается интерес к художественной ковке. Сегодня в продаже есть кровати, ворота, перила, мебель, кованые сувениры в виде розы, созданные из огня и металла талантливыми мастерами, поражают своей вечной красотой и изысканностью. Они будут цвести веками и всякий желающий сможет насладиться этой красотой.